«С ног на голову»

 

«В наш век прогресса и прогрессивки» (А.Райкин).

Прогрессивкой в СССР в простонародье называли премиальные за перевыполнение плана. Однажды в бане В.Высоцкий спел песню: «А мы нужны в Париже — как в бане пассатижи» Один мужик залился смехом. Владимир Семенович поинтересовался причиной, на что тот ответил: «А вы откуда знаете, что в нашей бане много гвоздей?» И я туда же: «А откуда А.Райкин знал, что в России одно вертолетное КБ будет работать на прогресс, а другое – на «прогрессивку». Например, Ка-50 в честнейшем конкурсе трижды подряд выигрывает конкурс у Ми-28 на замену устаревшего Ми-24, но «Михайлов (экс. Главком ВВС) выразил уверенность в том, что новому боевому вертолету МИ-28Н, получившему название «Ночной охотник», будет дана «хорошая зеленая улица». (Lenta.ru. ВВС России начали испытывать «Ночного охотника» июнь 2005г).

По этому случаю экс министр обороны С.Иванов щедро выделяет деньги на его доводку: «В 2004 году на разработку проекта Ми-28Н Минобороны истратило несколько сотен миллионов рублей. В государственном оборонном заказе 2005 года рассматривается изготовление установочной партии Ми-28Н. Что касается Ка-50, то в текущем году камовцам досталось примерно в 100 раз меньше средств. …Но вопросы из серии «что нужно армии», решаются, как известно, не в поле, а в теплых кабинетах». (Министерство обороны решает какой вертолет будет основным вооружением российской армии. Источник: «Lenta.Ru». Опубликовано: 29.10.2004). В «Камове» за это время на подачки «с барского стола» вертолеты Ка-50/52 довели до совершенства и сделали их с выдающимися характеристиками, а Ми-28Н как был, так и остался не доведенным «до ума», поэтому за недолгую службу успел унести жизни четырех высокопрофессиональных летчиков. Последняя катастрофа – в Сирии.

МВЗ им.М.Л.Миля является как бы придворным вертолетным КБ, отсюда и полный застой в вертолетостроении уже 30 с лишним лет. В фильме «Великолепная восьмерка» генеральный конструктор МВЗ А.Г.Самусенко горделиво заявляет, что Ми-8 будет летать еще 50лет. И вот ожидается выпуск в серию модернизированного Ми-8: Ми-171А2. 

Читайте также:  Воздушный альянс: выживание авиаперевозчиков.

Ми-172А2 Двигатели газотурбинные ВК-2500ПС-03
Мощность на взлетном режиме 2400 л.с.

Грузоподъемность:

  • Внутри грузовой кабины 4000 кг 

  • На внешней подвеске 5000 кг

  • (данные с сайта «Вертолеты России).

Чтобы лучше понять насколько этот вертолет соответствует времени сравним его ЛТХ с подобной модернизацией соосного вертолета Ка-32 под индексом Ка-32-10АГ с теми же двигателями и по размерам салона соразмерного вертолету Ми-8.

«Основные направления модернизации: 

  • 1. Увеличение вместимости до 26 человек и повышение комфорта салона.

  • 2. Замена двигателей ТВ3-117ВМ на ВК-2500.

  • 3. Повышение грузоподъемности до 5500 кг внутри кабины и до 7000 кг на внешней подвеске.

  • 4. Установка нового комплекса бортового оборудования КБО-226АГ для выполнения полетов по приборам над безориентирной местностью или морем с посадкой на морские платформы или морские суда в СМУ при метеоминимуме: 30 на 300 м.

  • 5. Установка дополнительный внешних топливных баков для увеличения дальности полета до 1200 км.

  • 6. Обеспечение аварийного приводнения и спасения людей при посадке воду.

  • 7. Базирование на морских платформах, судах и т.п. (2007г)». (Ка-32 прибавит в весе. 25.04 2007 г. Источник: сайт АвиаПорт)

 

Бóльшая грузоподъемность на 1,5т. у Ка-32-10АГ объясняется просто: не расходуется часть мощности на хвостовой винт; у соосных винтов больше КПД, т.е. при одинаковой мощности выдают бóльшую тягу; за счет отсутствия у соосного вертолета тяжелых хвостовой и концевой балок конструктивно соосник легче вертолета классической схемы. И нельзя забывать, что с отсутствием хвостового винта вертолет становится намного безопаснее от взлета до посадки, при этом в серию пойдет не более дешевый и совершенный Ка-32-10АГ, а Ми-171А2. 
У милевцев в серийное производство ожидается еще один вертолет: Ми-38, начало проектирования которого относится к первой половине 80-х годов прошлого века.

Читайте также:  «За Державу обидно!»

 

 

Ген. конструктор МВЗ А.Г.Самусенко назвал его вертолетом 21века, но это не более чем пиар, в чем не трудно убедиться, сравнив летные возможности Ми-38 с проектом современного Ка-92.
Ми-38. Двигатели газотурбинные 2хТВ7-117В Мощность на взлетном режиме 2500л.с. Крейсерская скорость 280-290км/час. Дальность полета с грузом массой 3000кг 900км Дальность полета с дополнительными топливными баками и грузом 2700кг 1200км. (Сайт «Вертолеты России»).
Проект соосного вертолета с жесткими лопастями Ка-92.

 

Ка-92. Крейсерская скорость — 420-430 км/ч Максимальная скорость — 500 км/ч. Дальность полета — 1400 км. Коммерческая загрузка — 30 пассажиров Взлетный вес — 16 тонн.
В качестве силовой установки на первых моделях будет использоваться два двигателя Климов ВК-2500. На серийных моделях планируется установить новые двигатели ВК-3000 отличающиеся улучшенными характеристиками. (Википедия).

«По мнению Сергея Михеева, Ка-92 с 30 нефтяниками-вахтовиками на борту мог бы, к примеру, взлетев из Мурманска, долететь до нефтяных платформ в районе Штокмановского месторождения, удаленных на 635 км, затратив на это всего полтора часа полетного времени (крейсерская скорость 420 км/ч). При этом, если погода не позволит осуществить посадку на платформу, то вертолет смог бы вернуться на аэродром базирования без дозаправки» (Быстрее и дальше: «Камов» представляет проект Ка-92).
Как видим, по дальности полета Ми-38 уступает сооснику, а за скорость и рассуждать нечего! Больше того, в характеристике по грузоподъемности Ми-38 я заметил фальшь в описании. 
Сайт «Вертолеты России», читаем: Дальность полета с грузом массой 3000кг 900км Дальность полета с дополнительными топливными баками и грузом 2700кг 1200км, т.е. если верить этим цифрам, то получается, что часовой расход топлива у Ми-38 =300кг/час (3000кг.- 2700кг.), что не соответствует действительности. 

По расходу топлива уточняем величину загрузки на 1200км, для чего находим разницу в этой самой дальности 1200км. – 900км. =300км, которые Ми-38 с крейсерской скоростью 290к/ч. пролетит за ~1час. Расход топлива двигателей ТВ7-117 =800кг/час, значит, ему на расстояние в 1200км потребуется дополнительного топлива не 300кг, как в описании, а 800кг, которое заливается за счет загрузки. На выходе из этого получается: 3000кг.-800кг. =2200кг., т.е. вместо 2700кг. по описанию вертолет Ми-38 на расстояние в 1200км. будет способен перевезти максимальный груз весом = 2200кг., а время полета = 4ч.14мин.

Читайте также:  Проблема импортозамещения в отечественном авиастроении

У Ка-92 на 1200км. полезная загрузка составляет 3000кг. и время полета = 2ч.51мин. Отсюда видно, что Ми-38 и близко не соответствует заявлению А.Г.Самусенко за вертолет 21века? Как его спроектировали в 20 веке, он таковым и останется на всю его жизнь, даже если его в следующем фильме его назовут вертолетом 22века.
В конце предлагаю сравнить проекты вертолетов с хвостовым винтом и продольную схему, предполагающие одинаковый взлетный вес = 30т. 
Классической схемы Ми-46

 

ЖУКОВСКИЙ: Проект тяжелого транспортного вертолета – Ми-46 (4сент 2007г)
Ми-46. Проектирование машины Ми-46 ведется на основе научно-технического задела, полученного при создании вертолетов Ми-26 и Ми-38. Максимальная взлетная масса вертолета составляет 30 т. Крейсерская скорость – 270 км/ч. Статический потолок – 2,3 тыс м. Динамический потолок – 5 тыс м. Практическая дальность полета – 400 км. Ми-46 сможет перевозить до 60 пассажиров или груз массой до 10-12 т.

Продольной схемы Ка-102 

 

 

 
По нашим расчетам, Ка-102 сможет иметь скорость до 500 км/ч. При этом он будет перевозить до 80-90 пассажиров, имея взлетную массу порядка 30 т. …А продольная схема позволяет иметь более длинный фюзеляж, в котором с комфортом разместится значительно большее количество пассажиров. 
(Сергей Михеев: на вертолете с жестким несущим винтом – к «самолетным» скоростям).
Максимальная дальность полёта: 1100 км. 
Без комментариев.

 

Виталий Беляев.