Аварийность в российской авиации 

 

Аварийность в российской авиации за последние годы не больше и не меньше чем обычно. Самолеты, это техника, а техника имеет свойство ломаться. И не важно, отечественная она или зарубежная.

Работая в авиации много лет, слышал я такую поговорку- «не тронь технику и она не подведет». Это конечно шутка. В авиации существуют четко расписанные регламентные работы (РР). Они прописаны для любого вида авиатехники на основе рекомендаций КБ и заводов изготовителей. РР прописаны даже для техники которая не летает, но возможно будет летать. 50-, 100- и т.д. часовые работы подразумевают определенные действия по осмотру, замене, профилактике планера самолета, его двигателя (двигателей), всего оборудования. Ведется учет работы самолета в целом, и его агрегатов и оборудования в отдельности. Считаются летные часы и наземные. Регламентные работы помогли предотвратить много неприятностей.

Что же сейчас происходит в России.

Для начала нужно понять, что у нас существуют три вида авиации:

  • военная авиация

  • гражданская авиация

  • авиация общего назначения АОН, она же малая авиация, сюда же входит и частная авиация

 

Проблемы военной авиации озвучило МО России. Системные причины катастроф у военных, заключаются прежде всего в нехватке квалифицированного летно-технического состава.

4-7 лет назад было большое сокращение летчиков и техников в ВВС России.

С одной стороны правительством принимаются программы по модернизации авиатехники, а с другой стороны идут сокращения личного состава, сокращение набора в летные и технические училища.

В сталинские времена подобные действия назывались «вредительством» и «подрывом обороноспособности». Такие действия влекли за собой оргвыводы с пополнением лагерей новыми зеками.

Я не ностальгирую по тем временам, но новейшая история России изобилует очевидными фактами прямых действий направленных на ухудшение ситуации в армии и в авиации в частности.

Читайте также  Авиацентр «Воскресенск». Не смотря ни на что…

Сейчас МО и авиа начальство решает, призывать снова уволенных в запас спецов или сокращать время учебы в военных вузах страны. Или делать и то и другое.

А еще чья-то «светлая» голова, очередного радетеля за Отчизну (или группа голов), несколько лет назад приняла решение о понижении статуса авиационных специалистов.

Абсурд! Техника усложняется. На дворе 21 век, а у нас специалистов инженерно-технического состава переводят с офицерских должностей на прапорщицкие, а затем и вовсе на сержантов-контрактников! Как такое возможно, не понимаю? Кому понадобилось менять четко установившуюся схему в авиации: высшее образование-авиаинженер, техническое образование-авиатехник, среднее-механик?

И все авиационные группы авиаэскадрилий были укомплектованы солдатами-механиками, прапорщиками и младшими офицерами-техниками, и старшими офицерами начальниками групп, старшими инженерами. Какая «пятая» колонна могла сломать четкую систему?

Живуч лозунг «-до основанья, а затем…». Правильно, вначале все снесем, а затем…будем восстанавливать то что снесли!

По заявлениям представителей МО, первых специалистов мы ожидаем в 2018 году, надеюсь это будут профи.

В гражданской авиации проблемы схожие. Недостаток профессионалов.

Я уже не беру наземный персонал, в экипаж попадают люди с купленными «корочками» пилотов, или прошедшими ВЛЭК (врачебная летно-экспертная комиссия) по знакомству. Командирами экипажей летают люди не то что не имеющие допуск к типу самолета, а иногда и к многодвигательным самолетам. То есть, грубо говоря, пересевшие с АН-2 за штурвал любого «пассажира».

Следует понимать, что в авиации не как на дорогах: если ты получил права на легковушку, можешь гонять на любой из них.

В авиации нужен допуск на каждый, конкретный тип самолета! А допуск- это учеба, вывозные полеты на тренажере, сдача зачета, потом полеты с инструктором, потом в качестве второго пилота.

Читайте также  Беспилотное будущее: высокоэффективная эксплуатация дронов

Но, основная масса авиакомпаний-перевозчиков-частные компании, и вопрос с кадрами решают сами. А значит и наша с вами безопасность, в руках кадровиков этих самых компаний.

 

Ну и перейдем к происшествиям которые вызывают озабоченность общественности и властей. Это происшествия в АОН или в малой авиации.

Есть несколько причин не снижающегося уровня аварийности в этом секторе.

Тут, и не должным образом подготовленная техника. И попытки несанкционированное заработать на «покатушках», не имея ни опыта, ни разрешения на коммерческие полеты ни допуска на них. Отсюда увеличение количества жертв при катастрофах. Одно дело когда не очень опытный пилот, на не очень подготовленном самолете, гробит себя, максимум со своим другом. Они вполне осознают весь риск подобного мероприятия даже находясь в подпитии.

И совсем другое дело когда приглашаются люди далекие от авиации, женщины, дети, соблазнившись романтикой полетов и гарантиями полной безопасности. Они выкладывают деньги за «покатушки», толком не осознавая, что пилот не опытен, не допущен к коммерческим полетам, садятся и летят, не понимая, что смертельно рискуют.

Легкий самолет стал доступен. Его стоимость стала сравнима со стоимостью хорошего авто. Появился спрос на обучение полетам, а еще больший спрос на документы, лицензии, сертификаты.

А раз есть спрос, значит есть и предложение. И появляются «корочки», сертификаты, допуски. Все можно купить ВЛЭК, аттестацию, допуск на тот или иной тип ВС (воздушного судна). Разрешение на коммерческие полеты («покатушки»).

После последней авиакатастрофы под Москвой, когда в воздухе столкнулись вертолет и поплавковый самолет, опять появились мнения облеченных властью людей- «запретить и не пущать», «ужесточить и усложнить». Но через это мы уже проходили. Это как раз и давало возможность развития коррупции в среде авиационных чиновников.

Читайте также  Грядущие проблемы. Гражданская авиация готовится к коллапсу.

А вот почему не упростить многие процедуры связанные с выдачей сертификатов, регистраций ВС, лицензий на полеты? Почему честно желающий летать человек, должен проходить все круги ада, чтобы все оформить официально? На это могут уйти годы (и тысячи денег).

Выход из любой ситуации есть. Нужны заинтересованные люди, неравнодушные, и облеченные властью, которые объединив свои усилия, сделают воздушное пространство России более безопасным, доступным, и воистину прозрачным.

 

Валерий Смирнов специально для Avia.pro